1268641933904244
top of page
Search
Writer's pictureOlga Volodina

Interview for "Bird In Flight" Magazine Moscow 2017

Updated: Aug 18, 2021

«Общество должно расширять свои представления о красоте»: Ольга Володина — о выставке снимков трансгендеров


Наталья Володина 16 ноября 2017 15 538


В Москве проходит выставка «M2F», посвященная трансгендерам-андрогинам. Ольга Володина сняла их как обычных женщин, по классическим канонам ню-фотографии. Bird in Flight спросил фотографа, кем были героини снимков, почему в Таиланде терпимы к трансгендерам и за что критиковали проект.




Ольга Володина

Занимается арт-фотографией, живет в Бангкоке, Королевство Таиланд. Часто организовывает перформансы, которые сопровождают показы ее проектов.


С20 октября в Галерее Классической Фотографии проходит выставка «M2F», где представлены снимки моделей-трансгендеров в жанре классического черно-белого ню. В основе перформанса — представление о том, что ню является лишь одной из форм художественного выражения в искусстве: только восприятие зрителя может наделить обнаженную натуру неким смыслом, который она изначально не несет.

Перед открытием выставки «M2F — Male to Female» в Бангкоке и Москве галеристы вывесили на стену выставочного зала огромный баннер с изображением обнаженного трансгендера. Все желающие могли выплеснуть свои негативные эмоции еще до знакомства с проектом, приложив к баннеру руку: чтобы отпечатки ладоней посетителей были отчетливо видны, рядом поставили емкости с черной и серой краской.

Концепция выставки — показать красоту тела трансгендеров и выйти за рамки общепринятых стандартов красоты. Но, как правило, за каждой концепцией стоит какая-то личная история: неожиданная встреча, сильное впечатление. Была ли у вас такая история?

Нет, никакой личной истории за этим не стояло. Это было логическое продолжение проекта Woman Touch, посвященного красоте женского тела.

Ваши модели из Таиланда? Сложно ли было найти их и договориться о съемках?

Большинство из стран Юго-Восточной Азии, две модели — из Восточной Европы. Договориться с ними о съемках было непросто, но у меня в Бангкоке хорошая команда, которая помогает мне в организации проектов. К тому же некоторые модели вышли на меня сами, так как видели мои снимки и хотели поработать вместе.

Вы что-то знали о профессии своих моделей? Кто-то из них был профессиональной моделью или девушкой из бара?

Они все были представителями самых разных профессий. Одна модель — как вы выразились, «девушка из бара», другая — архитектор, третья — программист. Были еще блогер-активистка и владелица собственного бизнеса. Но перед камерой, голые, лишенные каких-либо внешних атрибутов, они были просто людьми с красивыми телами. Все впервые принимали участие в подобном проекте — профессиональных моделей среди них не было, так что поначалу все одинаково стеснялись позировать обнаженными.


Случались какие-то капризы, сложные или неожиданные моменты? 

Никаких проблем или капризов не было. Все заранее были знакомы с условиями, понимали суть проекта и видели примеры моих работ. Все, что требовалось от меня, — это создать спокойную рабочую атмосферу в студии и дать моделям время освоиться.

Как я поняла, все ваши модели сохранили свои гениталии. Мужчины, сделавшие операцию по коррекции пола, вам были принципиально не интересны как фотографу? Почему?

Потому что на фотографиях вы вряд ли отличили бы тех, кто уже изменил свое тело, от обычных девушек. Мне было интересно работать именно с промежуточным состоянием как с чем-то непривычным и новым. У всех трансгендеров разные причины оставаться в виде андрогина: кто-то не хочет делать операцию и просто проходит гормональную терапию, у кого-то нет возможности оплатить операцию и так далее. В целом этот проект был интересным опытом для всех участниц. Многим он помог увидеть и принять свое тело таким, каким оно было.



Проект «M2F» вы уже показывали в 2014 году в Бангкоке. Ваши женщины-трансгендеры приходили на ту выставку? Как они ее приняли?

Да, участницы проекта приходили на выставку в Бангкоке и приняли ее очень хорошо. С некоторыми из них я до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

Вы не боялись устраивать показ в Москве? Все-таки всего лишь год назад с шумом закрылась экспозиция Джока Стёрджеса в Центре имени братьев Люмьер, вполне безобидная по содержанию.

Я давно уже не живу в Москве и узнаю о происходящем там в основном из социальных сетей и интернета. Я видела сообщения о закрытии экспозиции в Центре имени братьев Люмьер, но не знаю всех подробностей. У организаторов моей выставки, конечно, были опасения, что могут возникнуть проблемы с радикально настроенными религиозными деятелями, поэтому ее очень осторожно рекламировали. Кроме того, на всех промоматериалах указывали возрастное ограничение «18+». Всем нам очень хотелось, чтобы открытие выставки прошло без каких-либо эксцессов. 



Слышала, что представители ЛГБТ-сообщества были недовольны этим проектом. Что их не устраивало и чего бы они хотели от арт-фотографии?

Я бы сказала, что представители ЛГБТ-сообщества в целом положительно отреагировали на мою выставку. Претензии в основном были к тому, что я довольно поверхностно понимаю проблемы трансгендерности. И в общем-то, я согласна с этим. Я не отношусь к ЛГБТ, не трансгендер, я всего лишь художник со своим субъективным представлением о красоте. Мой проект не про социальные проблемы, он про эстетику, форму прекрасного.

Мне также указывали на то, что для этой серии были отобраны однотипные модели, слишком красивые, слишком похожие на женщин. Меня спрашивали: где пожилые, где женщины размера плюс? Но я не ставила перед собой задачу показать все многообразие трансгендерных женщин. К тому же, честно говоря, я приглашала всех желающих и не отказала ни одной претендентке, которая захотела принять участие в проекте.




Были какие-то выпады со стороны людей с традиционной ориентацией или православных?

В основном в виде комментариев в социальных сетях. Но я верю в то, что красота — в глазах и душе смотрящего.

Вы в одном из интервью говорили, что «обнаженные тела трансгендеров — это новые стандарты красоты, к которым обществу предстоит привыкнуть». Что вы понимаете под новыми стандартами красоты?

Наверное, правильнее было бы сказать, что общество должно расширять свои представления о красоте. Я вообще за красоту во всех ее проявлениях и искренне рада, что в искусстве, кино, моде и рекламе стандарты красоты меняются, сегодня уже нет таких жестких рамок, как раньше. Андрогинное тело по-своему красиво, но увидеть это можно, только взглянув на него без предвзятости.

Можно ли сказать, что в Таиланде общество более терпимо к трансгендерам?

В Таиланде очень много трансгендеров, вы можете встретить их среди популярных актеров и ведущих телевидения, среди представителей любых других профессий. Как мне кажется, общество терпимо к ним и ценит их красоту. Я думаю, что эта терпимость идет из буддизма.


Выставку «M2F — Male to Female» можно посмотреть в Галерее Классической Фотографии до 3 декабря 2017 года.


SOURCE:


183 views0 comments

Recent Posts

See All

Comments


bottom of page